Коучинг – профессия или образ жизни?

Коучинг – профессия или образ жизни?

Коучинг – профессия или образ жизни?

«Для меня, коучинг стал образом жизни, потому что работать в стиле коучинга и не жить им, просто невозможно», – говорит Ирина Топорева, коуч-консультант Санкт-Петербургского Института Коучинга.
Диалог коуча и клиента со стороны может показаться довольно странным, так как говорит в основном клиент, а коуч, по большей части молчит или задает совсем немного вопросов. Соотношение вопросов коуча и ответов клиента, составляет примерно 5% на 95%. Так что же происходит на самом деле? Как считают основатели коучинга и их последователи в России, клиент сам знает ответы на все свои вопросы. Но очень часто получить их самостоятельно по разным причинам не может. Неясно сформулированы цели, мешает внутренняя интервенция (страхи, сомнения, неудачный прошлый опыт и т.д.).
Само понятие «коучинг» пришло в Россию не так давно, и для многих еще остается неизвестным. Да и трудно подобрать правильное определение этого слова. Что это: психологическое консультирование, стиль менеджмента или просто тренерство? Каждый из этих ответов по-своему верный. По определению Тимоти Голви, известного коуч-консультанта, «Коучинг – это искусство создания – с помощью беседы и поведения – среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям так, чтобы оно приносило удовлетворение. Это искусство, которому нужно учиться, прежде всего, на опыте».
Тимоти Голви (W. Timothy Gallwey) написал серию бестселлеров «Внутренняя игра в теннис» («Inner Game of Tennis» – 1974), «Внутренняя игра в гольф» (The Inner Game of Golf – 1981), «Внутренняя игра в работе» (The Inner Game of Work – 2000) и т.д., в которой предложил новую методологию развития персонала и профессионального роста в различных сферах деятельности.
Это новое направление в консалтинге зародилось на Западе в 70-е годы. Ее основателями можно считать английского спортивного тренера Джона Уитмора и финансового консультанта из Америки Томаса Леонарда. Слово coaching переводится на русский язык как «тренерство». Метод и в самом деле подразумевает работу с тренером, или коучем.
Основная задача коучинга – помочь человеку полностью реализовать себя, выделив среди множества целей главные, не навязанные социумом или отдельными жизненными обстоятельствами. Принципиальное отличие этого метода от психологического консультирования состоит в том, что его результатом станет достигнутая цель. К услугам коуча, как правило, обращаются люди, нацеленные на успех. Те, кто ставит перед собой цель и хочет максимально сократить сроки ее осуществления. И действительно, после прохождения коуч-сессий, время достижения результата сокращается в 2–3раза.
Коучинг в компании может быть осуществлен двумя способами: с помощью внешнего консультанта-профессионала или же внутренним тренером, который прошел специальное обучение.
Коучинг может быть индивидуальным или командным, личным (life coaching) или бизнес-коучингом.
Тематика занятий различна – от конкретных деловых задач до общих жизненных целей. Вот лишь некоторые из направлений: преодоление конфликтных ситуаций на работе, определение перспективных сфер деятельности каждого сотрудника, обучение навыкам деловых встреч и совещаний, помощь в организации образовательного процесса, преодоление личностных кризисов. При этом в решении самых разных задач главным «действующим лицом» всегда является сам клиент.
В некоторых крупных компаниях внутренние тренеры – коучи – занимаются индивидуальным и групповым консультированием персонала. Однако гораздо более перспективным стилем управления персоналом является тот, при котором руководители компании и линейные менеджеры сами могут исполнять роль коуча. Но здесь нужно четко соблюдать грань и не забывать про менеджерские функции. В каких-то случаях руководителю уместно сделать четкое и недвусмысленное заявление по поводу направления, в котором надо действовать, или принять трудное решение, не советуясь ни с кем. В других случаях руководитель может использовать более мягкий, «коучинговый» подход в руководстве, и поступать так, чтобы решения принимали его подчиненные.
Наличие гуманитарного или психологического образования не обязательно, но, для успешной практики желательно пройти специальное обучение. Кроме того, специалист, желающий стать коучем, сам обязательно должен иметь опыт коучинга. В России существует несколько заведений, выдающих аттестат профессионального коуча. Прежде всего, это Московская Международная Академия Коучинга, выпускники которой получают международные сертификаты, также НОУ ДПО Институт Коучинга в Санкт-Петербурге, предлагающий дипломы государственного образца. Институты коучинга есть и в некоторых других городах, например, в Екатеринбурге.
Ирина Топорева считает, что в современной России коучинг более популярен среди менеджеров среднего звена. Из числа людей, проходящих тренинги по управлению в стиле коучинг, около 60% – представителей среднего менеджмента крупных компаний и примерно 40% – руководители малого бизнеса. А на индивидуальные консультации в последнее время стало приходить все больше и больше топ-менеджеров и руководителей крупных компаний.

В чем же состоят основные черты философии коучинга?
Одним из ведущих принципов этой системы является идея о том, что клиент сам остается главным экспертом своей личной и профессиональной жизни. К нему изначально формируется отношение как к целостной и творческой личности. Основная задача коуча сводится к тому, чтобы поощрить саморазвитие клиента, выявить созданные им стратегии и помочь в поиске оптимального пути для их воплощения. Нужно помочь клиенту выйти из привычной для него «зоны комфорта». Он должен осознать веру в собственный безграничный потенциал.

Главные постулаты коучинга звучат так:

  1. Коуч не дает советов. Все ответы внутри человека.
  2. Безграничная вера в собственные возможности.
  3. Осознанность и ясность как основа для принятия решений.

Сегодня не только на Западе, но и в России существует множество индивидуальных подходов и различных направлений в коучинге. По словам генерального директора тренинговой компании Inner Game Виталия Баранецкого, данный метод основывается не только на технике, о и на личной энергетике мастера. Хороший коуч должен быть зрелой, харизматичной личностью.
Основной алгоритм коучинга включает в себя пять этапов. Первый и самый важный из них – процесс установки цели. Когда он достигнут, переходят к анализу реальности. Далее следует поиск новых возможностей, непосредственное принятие решения и осознание этого решения. Коуч-сессии представляют собой часовые или полуторачасовые, конфиденциальные беседы с клиентом (если речь идет об индивидуальном коучинге), в ходе которых задаются так называемые «эффективные вопросы», предлагаются различные нестандартные ситуации, формируются новые мыслительные модели. При групповых тренингах происходит то же самое, но часто используются игровые модели. Также практикуется обсуждение общих задач. Каждый из участников должен ответить себе на вопрос «зачем мне лично необходимо то, чем я сейчас занимаюсь и что я планирую в будущем»? Успех в отношениях между компанией и сотрудником возможен тогда, когда обе стороны достигают собственных целей. Коучинг помогает осуществить так называемую «сшивку целей»: личных и целей организации. Всем участникам таких тренингов, становится ясно, что, осуществляя цели компании, каждый член команды сможет достичь и свои личные цели. Только в случае высокой мотивации сотрудников возможно процветание компании. В особенности это касается тех сотрудников, чья работа связана с креативом или предполагает активную позицию, как, например, в отделах продаж. Важной задачей коучинга является помощь не только в определении личностных целей каждого из сотрудников, но также улучшение отношений в коллективе и формирование команды.
В Москве сегодня существует около десяти крупных компаний, специализирующихся на коуч-консалтинге. Несмотря на то, что цены на их услуги довольно высоки – от 130 у. е. за индивидуальное занятие и от 2000 у. е. за тренинговый день – в последнее время количество их клиентов растет. При этом метод коучинга стал внедряться в бизнес-практику и в регионах России. Сегодня он используется в таких городах, как Новосибирск, Челябинск, Екатеринбург, Магнитогорск, Тюмень, Ростов-на-Дону, Ярославль, Тольятти.
Коучинг как стиль управления
Для успешной работы компании руководитель должен четко представлять себе карьерные планы каждого сотрудника. Особенно важно это бывает при открытии новых вакансий. Кроме того, любая компания заинтересована в удержании собственного кадрового резерва. Ведь нередко возникают такие ситуации, что, несмотря на высокий заработок человек все равно меняет место работы. Просто потому, что ему уже здесь неинтересно…
Многие проблемы внутри организации можно преодолеть, если ее руководитель владеет навыками коучинга и способен грамотно выстраивать свои отношения с подчиненными, а также работу команды в целом. На сегодняшний момент в России еще сложно говорить о широком распространении коучинга в управлении. Пока это остается лишь модной тенденцией. Об определенном развитии этой системы можно говорить применительно к тем странам, где хотя бы 40% собственников мыслят коучинговыми категориями.
Виталий Баранецкий считает, что большинство руководителей российского бизнеса еще не готово к изменениям в собственном стиле работы. Обращаясь к консультантам, многие из них просят помочь в развитии персонала, не стремясь при этом пересматривать собственные методы управления.
В компаниях, где коучинг применяется как стиль руководства, задачи для сотрудников ставятся не в форме жесткой директивы, а в форме стимулирующей мотивации. Практикуются командные совещания, еженедельные итоговые собрания, где в форме вопросов и ответов обсуждаются дальнейшие цели компании, и руководитель выслушивает точку зрения коллег. В идеале, методикой коучинга должны владеть не только руководители компаний, но сотрудники всех уровней, включая менеджеров среднего звена.
По мнению Ивана Бубнова, коуч-консультанта и бизнес-тренера в работе с владельцами предприятий и топ-менеджерами есть определенная разница. Если руководитель решает глобальные задачи собственной компании, то менеджер уже так или иначе вписан в определенную систему. Поэтому индивидуальное консультирование всегда следует строить на личностно-ориентированном подходе.
Одна из сложностей коучинга как метода управления состоит в том, что он рассчитан в основном на успешных, профессионально зрелых сотрудников. По словам Анны Ивановой, тренера сертифицированного курса «Системный подход и применение НЛП в бизнесе», коучинг как стиль менеджмента ориентирован, в первую очередь, на тех работников, которые свободны к осознанной постановке своих целей. Но в большей степени это, конечно, относится к тем, чья деятельность связана с управлением (на любом уровне). В компаниях, где применяется подобный подход, легче выявлять кадровый резерв и обеспечивать карьерный рост перспективным специалистам.
Несмотря на то, что коучинг еще не полностью освоен в России как стиль управления, он все же активно внедряется в практику руководства. По данным Романа Каплана, одного из основателей “Kaplan & Galata Coaching”, в тренинговых компаниях Москвы в среднем ежемесячно набирается 1–2 группы слушателей. Правда, в их состав чаще всего входят представители среднего и малого бизнеса. Владельцы крупных предприятий предпочитают нанимать персональных коучей и проводить работу со своими сотрудниками внутри корпорации.
Среди компаний, привлекающих коучей для работы с руководителями, можно выделить страховое общество «РЕСО-Гарантия», ОАО ”Вымпел Ком”. В целом, примеров по России пока еще не так много.
Следует помнить, что управление в стиле коучинг имеет и «обратную сторону медали». Порой самооценка сотрудника может возрасти настолько, что он захочет сменить вашу компанию на более перспективную. Такие примеры тоже бывали. Тем не менее, подобный метод незаменим при формировании команды. Он позволяет за считанные недели превратить разрозненное сообщество коллег в сплоченный коллектив единомышленников, четко осознающих свои цели и имеющих активную жизненную позицию.

Ольга Калинина 2006 г.

Leave a comment