Это часть текста не вошедшая в статью о тренингах личностного роста, которая планировалась изначально. А потом редакция решила, что материала слишком много для статьи и большую часть оставила для интервью. Не вошедший материал я публикую на своем сайте отдельными статьями.
Виталий Баранецкий
Коуч, карьерный консультант
Само направление тренингов личностного роста появилось совсем недавно, в 1970-х годах, а до этого люди жили и как-то решали подобные проблемы.
Раньше проблему личностного развития учили решать в семье. Существовали устойчивые традиции и знания о законах бытия, которые передавались с молоком матери, помогали жить в гармонии. В наши дни эти фундаментальные знания подменяются поверхностной информацией, только усиливающей эгоизм и постоянную гонку за призрачными ценностями. В итоге люди приходят к опустошению и стрессу.
Кроме классической и практической психологии появилось много новых направлений – экзистенциональная, трансперсональная, процессуальная и т.п. Появился коучинг и лайф-коучинг, много разных эзотерических школ. Все они пришли на благодатное поле тренингов личностного развития. Среди них есть полезные и безопасные, но также есть и не безопасные, где многое зависит от мастерства ведущего. А бывают порой и явно вредные.
У человека двойственная природа, и сколько его не предупреждай, его «животная часть» все ровно будет хотеть легкой наживы, быстрых результатов и желательно ─ не прилагая усилий. В 1980-е годы были наперсточники, которые предлагали сорвать большой куш, если угадаешь, где спрятан шарик. И сколько их ни разоблачали в газетах или по телевизору, но всегда находились те, кто сам обманываться рад и добровольно расставался со своими кровными.
Потом появились финансовые пирамиды типа МММ. И кто-то действительно там заработал, но стал ли он от этого счастливее, радостнее, гармоничнее?
Сейчас же пришло время информационных пирамид. Это куда страшнее, потому что их сложно распознать. С развитием информационных технологий мошенники и продавцы счастья пошли в интернет, и зарабатывают там миллионы на человеческой слабости. Сейчас это называется инфобизнесом, когда все учат всех, как делать деньги на жадности людей. «Хочешь заработать легко миллион, 300 тысяч или 50 тысяч в месяц, – для каждого есть свой порог жадности, ─ «Приходи, ничего не надо уметь, мы все тебе расскажем, дадим схему, ты только деньги будешь получать». А учат там, как завлечь следующую партию простаков, чтобы их учить тому же.
Что это как не пирамида? Там просчитывают каждый ваш шаг, ответ на каждое возражение. И если в натуре есть жадность, а психика слабая, и при этом у вас есть деньги, то вы «купитесь» один раз точно, а может и не один, пока не поймете, что вас ловко обманули. И что интересно: люди, заплатившие деньги, доверчиво слушают, как надо манипулировать сознанием других, чтобы они покупали нужный товар. Разве они не понимают, что по той же самой схеме они отдали свои собственные деньги, попались в ту же ловушку? Но люди идут на сделку с совестью.
А знаете почему? Все из-за той же «звериной части». По принципу: «Рабы не хотят свободы, они хотят иметь своих рабов». А начиналось все безобидно, как бизнес, только в интернете. И это не вопрос конкретного товара или услуги, это – вопрос методов продаж и продвижения.
Хуже всего то, что сейчас подобные методы стали использовать не только в личностном, но и в духовном развитии. Продают все то, что раньше было свято: йогу, медитации, спасение, просветление, ангелов, святых, учителей, богов. Надеюсь, вдумчивый читатель поймет, что или кто за этим кроется.
Сейчас в инфобизнесе вам приводят примеры, сколько человек заработал, сколько собрали лидов, подписчиков, покупателей, конверсию, со скриншотами личных кабинетов и отчетности. Цифры, цифры, цифры. И это мы с вами – в ноликах и единичках. Вам ничего это не напоминает? Легендарный фильм «Матрица».
Мы сами себя туда загоняем. Но спросите этих людей не о том, сколько они сегодня заработали, а счастливы ли они?
Это не означает, что деньги не нужны или их не стоит зарабатывать, не надо продавать услуги или товары. Все нужно делать, только важно понимать, какие методы вы выбираете. Как в известной притче про белого и черного волка. Какого волка вы больше кормите?