Бросайте «кидаться»! 2-й вариант (Ребята давайте жить дружно!) или немного про риски в рекрутинге

Бросайте «кидаться»! 2-й вариант (Ребята давайте жить дружно!) или немного про риски в рекрутинге

Бросайте «кидаться»! 2-й вариант (Ребята давайте жить дружно!) или немного про риски в рекрутинге

У любого HR-а есть, как минимум, парочка душераздирающих историй про «подлецов из кадрового агентства Икс», а у любого рекрутера, в свою очередь, — про «негодяев из службы персонала компании Игрек». Истории эти очень похожи одна на другую. Похожи до такой степени, что хочется об этом написать.

Не ходите, девки, замуж…

Допустим, вы — менеджер по персоналу в компании и вам предстоит искать сотрудников через кадровые агентства. И вы уже слышали или читали, что с некоторыми из них лучше не связываться. Как же распознать «плохое» КА?

Наш ответ не претендует на истину в последней инстанции, однако все его пункты выстраданы и не однажды проверены жизнью. Итак, против работы с данным рекрутером или кадровым агентством может говорить следующее:

  1. Рекрутер согласен работать по устной заявке. Профессионалы, ценящие свое (и ваше) время так не работают.
  2. Рекрутер ограничивается формальным заполнением заявки при заключении договора, не задавая вопросов об истории и нынешнем состоянии компании, ее структуре, насущных задачах, о проблемах, с которыми она сталкивается, о ее корпоративной культуре, о личностных качествах кандидата, короче говоря, рекрутер не пытается вникнуть в специфику заказчика и его вакансии. Это указывает на невысокий профессионализм сотрудника КА и повышает шансы на то, что вы потратите свое время впустую.
  3. Рекрутер не перезванивает после просмотра кандидата в компании или не уточняет причин, по которым его кандидат отвергнут. Это означает, что, скорее всего, представитель КА слал резюме и соискателя «наудачу», взяв его из первой попавшейся «кучи» и не строил серьезных расчетов на этого кандидата.
  4. Рекрутер шлет «дежурных» кандидатов из базы не обращая внимания на требования. Шлет пассивного и флегматичного, хотя ясно и четко просили активного и харизматичного. Самый явный, по мнению многих HR-ов признак: после «засылки» первых «дежурных» резюме, взятых, скажем, с job.ru, в случае отказа интерес к работе над вакансией у рекрутера сразу пропадает. Рекрутер — «халявщик».
  5. Рекрутер мало знает о профессии, на которую ищет людей, поэтому плохо представляет какие качества кандидата помогут ему успешно справляться с той или иной деятельностью. Непрофессионализм.
  6. Рекрутер перегружен заявками и ведет уже их большое количество (больше 10-12). Не столько вина, сколько беда рекрутера. Какой бы высокой квалификацией он ни обладал, чисто физически он уже не сможет делать свою работу хорошо.
  7. Рекрутер не набивается на первое собеседование с пробным кандидатом, чтобы оценить уровень требований компании и сравнить их с описанными в заявке. Этот факт говорит о том, что рекрутер не пытается «рыть» глубоко, минус его профессионализму.
  8. В отсутствие вашего консультанта другим сотрудникам агентства наплевать на вашу вакансию. Распространенная проблема. Непосредственно с рекрутером вам может повезти, но в целом с организацией труда в конкретном КА могут быть проблемы, и это скажется на окончательных результатах.
  9. По присланному резюме соискателя рекрутер не может ответить на самые простые вопросы, отвечая «мы про это не говорили», «я это не спрашивал». Минус профессионализму рекрутера.
  10. После принятия заявки консультант начинает «прессовать» вас на увеличение оклада или/и гонорара, мотивируя это тем, что за подобные деньги требуемых соискателей нет, хотя в момент заключения договора говорилось, что и требования адекватные, и зарплата подходящая. Пункт спорный, поскольку ситуация на рынке, действительно, переменчива. Выводы надо делать исходя из конкретной ситуации.

А глаза у него добрые-добрые…

Теперь давайте пересядем в окопчик по другую сторону фронта и представим, что вы сотрудник кадрового агентства и приступаете к работе над новым заказом. Есть ли у вас шансы закрыть вакансию и получить свои деньги? Или ваш клиент — «кидала»?    Предлагаем свою версию ответа и на этот вопрос. Итак, задуматься вас должны заставить следующие факты.

  1. Заказчик впервые обращается в наше агентство. Опасность не явная, но она есть, поскольку отсутствие кредитной истории само по себе является риском.
  2. Заказчик делает заказ по телефону или е-мэйлу, отказываясь от встречи с рекрутером в офисе и заключения договора. Опасность: а) клиент не видит в агентстве равного партнера, относится к нему с пренебрежением и «кинет» не задумываясь; б) отсутствие договорных отношений повышает риск неоплаты работы; в) без беседы с клиентом рекрутер недостаточно хорошо поймет «портрет» вакансии и закрыть ее будет сложнее.
  3. «Переговорщиком» со стороны клиента выступает лицо, не принимающее решений или не владеющее информацией. Иногда HR, с которым взаимодействует рекрутер, плохо представляет, кто нужен его компании. Это знает, скорее всего, глава фирмы (если она небольшая) или линейный руководитель, однако кадровик по каким-то причинам (недостаточный авторитет и квалификация, бюрократические проволочки и т.п.) не может «снять» с них заказ. Крайним в результате оказывается рекрутер.
  4. Затягивание принятия решения по кандидатам. Есть большие компании или банки, в которых кандидатуры рассматриваются поэтапно, в течение длительного времени. Клиенты, заботящиеся о своей репутации, заранее предупреждают об этом и соискателей, и рекрутеров. Но бывает и так, что затягивание происходит спонтанно, в силу внутреннего беспорядка или из-за желания схитрить.
  5. Клиент уклоняется от обсуждения нюансов вакансии (почему она не закрыта своими силами или при помощи других агентств, что случилось с предыдущими работниками, в чем причина «текучки» и т.д.). Опасность: клиент не собирается закрывать вакансию, а решает другие задачи («прокачивает» рынок, пополняет свою БД и т.п.).
  6. Требования к кандидатам очень расплывчатые. «Вы присылайте еще кандидатов, а мы посмотрим», — предлагает рекрутеру такой заказчик, надеясь за время ожидания закрыть вакансию своими силами, договориться с представленным ранее кандидатом за спиной рекрутера и т.д.
  7. Клиент подключает к работе одновременно много агентств (критическое число – три). Рекрутеры называют это «тараканьими бегами». Заказчик либо не видит в агентствах партнеров, либо не ценит свое и чужое время, не представляя, что его ждет колоссальный поток информиации, в котором он просто захлебнется.
  8. Заказчик предъявляет исключительно строгие требования к уровню работы специалистов КА, при этом сотрудники Заказчика, с которыми работает КА, проявляют необязательность, халатность, незаинтересованность. Типичные примеры: потеря присланного резюме, срыв заранее запланированного собеседования, отсутствие ответов по кандидатам и резюме и т.п.
  9. Заказчик резко отрицательно относится к присутствию представителя КА на его собеседовании с кандидатом. В принципе, это право клиента. Но профессиональный рекрутер всегда стремится пристутствовать на первом собеседовании с первым соискателем в компании. Во время такого собеседования формируется окончательный «портрет» вакансии, а это идет на пользу делу. Отказ в присутствии рекрутера в связи с этим выглядит по меньшей мере странно.
  10. Заказчик «тянет резину», не принимая окончательного решения ни по одному из кандидатов. Потраченное впустую время рекрутера и соискателей.
  11. После выхода соискателя на работу заказчик начинает играть с КА в «кошки-мышки», не желая оплачивать уже сделанную работу. Непорядочность.

На практике сознательного обмана между HR-ами и рекрутерами все ж не так много, как обыкновенного непрофессионализма. А его хватает и с одной, и с другой стороны. Конечно, лет через …надцать, когда российский рынок кадровых услуг окончательно сформируется, риски, конечно, уменьшатся. Но пока это произойдет, утечет, увы, еще очень много воды, времени и денег. Так что, уважаемые HR-ры и рекрутеры, будьте настороже и удачи вам в поиске надежных партнеров по бизнесу!

Кудашев Артур, консультант по поиску и подбору персонала кадрового агентства «Лекас», по материалам сайта «Аттестат.ру»

Leave a comment